|
Страничка учителя русского языка и литературыЛариной Ю.П. |
|
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Кечушевская средняя общеобразовательная школа» Лариной Юлии Петровны.
Я, Ларина Юлия Петровна, 1959 года рождения, работаю в Кечушевской средней школе с 1989 года. Педагогический стаж 30 лет. Образование высшее. Работаю по I квалификационной категории с 2002 года. В условиях современной жизни каждый урок должен быть особо значимым и комфортным для ребенка. Поэтому я стараюсь проводить разнообразные уроки по форме и содержанию как традиционные, так и нестандартные уроки. В течение всей педагогической деятельности стремлюсь к постоянному творческому поиску. На своих уроках я стараюсь экспериментировать. В процессе обучения русскому языку и литературе использую современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные, использую интернет, информационные поисковые системы при подготовке методических и дидактических материалов. Своими наработками делюсь с коллегами, участвую в проекте «Источник знаний» на интернет - портале ProШколу.ru. В марте 2011 года на районном семинаре учителей русского языка и литературы провела урок внеклассного чтения в 10 классе на тему « Проблема добра и зла в творчестве русских поэтов и писателей XX века» с использованием мультимедийного проектора для показа презентации. В январе 2007 года выступала с докладом на научно-практической конференции в МРИО на тему «Роль интегрированных уроков в развитии речи учащихся национальных школ». Работая над проблемой «Инновационные подходы при обучении русского языка и литературы» считаю, что для интересных занятий, прочных знаний особенно важно проведение интегрированных уроков. Особую роль такие уроки играют в развитии речи учащихся национальных школ. Как правило, наши дети общаются в семье на родном (мордовском) языке, в школе осваивают русский язык как неродной. На уроках, порою, они с трудом выражают свои мысли. Поэтому я стараюсь учить класс не только думать, а главное – говорить. Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Проблемой интеграции знаний посредством межпредметных связей учащихся занимались многие исследователи. Великий педагог К.Д. Ушинский строил изучение русского языка в тесной взаимосвязи с литературой. В современной отечественной педагогике вопросу интеграции предается большое значение. По мнению М.И. Фролова именно интегрированное обучение является обучением будущего. Нельзя говорить о литературе, не опираясь на историю, музыку, театр, живопись. Нельзя также оторвать русский язык от литературы.
|
Есть темы на уроках русского языка, которые трудны для запоминания. Это причастия, деепричастия, наречия, служебные части речи. Материал изложен сухо, неинтересно. И, не вовлекая ребенка во что- то любопытное, интересное, нельзя научить его. Такие темы, как сочинение-описание, сочинение- рассуждение, обобщающие уроки особенно удачны для интегрирования. В своей практике я провела интегрированные уроки русского языка и музыки в 6 классе на тему «Сочинение – описание «Осень в моем краю». П.И. Чайковский «Времена года». Как интересно было наблюдать за детьми, когда они передавали свои впечатления о природе, слушая музыку. А как важно научить ребенка общению и правилам этикета! Ведь телевидение сегодня далеко находится от этой задачи! И школа на селе – единственный очаг культуры. И интегрированный урок русского языка и музыки «Твой день рождения», при изучении темы «Повелительное наклонение глагола», стал особым праздником для детей. Сервировка стола, поздравления, песни – все это проводилось на конкурсной основе. Интересно, на мой взгляд, прошел интегрированный урок в 6 классе «Картины русской зимы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»», при обобщении темы «Текст». Меткости, четкости, краткости учит нас язык А.П. Чехова. При изучении деепричастий уместно обратится к его рассказам. Мною был разработан и проведен интегрированный открытый урок в 7 классе «Обобщение деепричастия по творчеству А.П. Чехова». В свое время открыла для себя, сколько деепричастий использовал А.П. Чехов в своих рассказах! Поэтому в данный момент веду исследовательскую работу на тему «Деепричастия в творчестве А.П. Чехова». Главная моя педагогическая идея: способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении русского языка и литературы. Цель работы – изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют учащимся лучше усваивать программный материал. Уроки- практикумы, уроки- зачёты, уроки –семинары, уроки-размышления, уроки-диспуты - вот неполный перечень используемых мной нестандартных форм проведения занятий в классе, которые строю, опираясь на знания индивидуальных особенностей ребят, их языковую подготовку. Такие уроки эффективны независимо от того изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал. А главное, такие уроки способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, творческий потенциал. Многие мои ученики участвуют в различных творческих конкурсах. Ученица 11 класса Гудкова Альбина участвовала в Республиканском конкурсе сочинений среди школьников и студентов «Затерялась Русь в мордве и чуди…», проведенном в рамках Года русского языка. Награждена дипломом Министерства образования Республики Мордовия. Конкурсная работа на тему «Сделай правильный выбор!», выполненная учеником 9 класса Тарнаевым Павлом, среди учащихся образовательных школ Ардатовского муниципального района заняла 1 место. Его же конкурсное сочинение на тему «Моё предложение законодателям» удостоилась 2 места. Конкурсное сочинение «Они защищали Родину», конкурс агитационных материалов, |
республиканский конкурс юмористических рассказов «Герои А.Чехова в современной жизни », «Неисчерпаемый Гоголь», творческий конкурс «Рождественская звезда»: эссе «Справедливое общество- общество будущего», стихотворение «Молодежь XXI века» - вот неполный перечень работ, представленных моими учениками. Считаю, что, говоря об интегрированном обучении, на первое место следует поставить фактор адаптации. От того, как ученик сможет адаптироваться в коллективе, зависит многое. Особенно это важно для выпускников сельских школ. Интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях. Один из уроков русского языка и истории был связан с библейскими сказаниями. Он был посвящен 1000-летию крещения мордвы. На урок был приглашен священник местного прихода отец Игорь. Дети с удовольствием слушали его выступление, сами делали сообщения и сюжетные рисунки на библейские темы. Уверена, что интегрированный урок имеет психологическое преимущество: снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, пробуждает интерес к предмету. И потому, как ученики с удовольствием приходят на уроки и уверено приступают к выполнению заданий, видно, что моя методика работы обеспечивает положительный результат. Несомненно, подготовка интегрированных уроков отнимает много времени, но практическое значение и польза, которую можно из этого извлечь, стоят того. Методика моей работы обеспечивает положительный результат обучения. Сравнительный анализ итогов государственной аттестации в форме ЕГЭ, ГИА по русскому языку и литературе показывает стабильно хороший результат. В 2008 году учащиеся показали 75% качество знаний по русскому языку. Это самый высокий результат по району. В 2009 году – при среднем балле по району 54балла по русскому языку - мои ученики получили 62 балла. В этом же году по литературе, из 12–ти экзаменующихся по району, 5 человек - мои ученики. Они также показали лучший результат. При сдаче ГИА по русскому языку в 2009 году ребята показали 100% качество знаний. Из 12-ти учащихся 2008 года выпуска на филологический факультет поступили 4 человека. Волкова Анастасия – на отделение журналистики. А в 2009году из 7 выпускников – 5 учащихся. Из них 4 человека занимаются на «отлично» и являются гордостью факультета. Участвуют в различных творческих конкурсах, семинарах, конференциях, олимпиадах. Балкаева Ольга была признана самой грамотной студенткой курса. При встрече с бывшими моими преподавателями факультета приятно слышать слова благодарности в свой адрес. Считаю, что это является результатом особого подхода к разработке уроков по русскому языку и литературе. Это моя педагогическая победа! Я люблю свою работу, своих учеников, и они отвечают мне взаимностью. И это, считаю, самое главное! И никакими критериями эту любовь не соизмерить!
|