МБОУ "Кечушевская средняя общеобразовательная школа" 

Страничка учителя русского языка и литературы

Лариной Ю.П.

                               Публичное представление 

собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МБОУ «Кечушевская средняя общеобразовательная школа»

Лариной Юлии Петровны.

 

      Я, Ларина Юлия Петровна, 1959 года рождения, работаю в Кечушевской средней школе с 1989 года.  Педагогический стаж 30 лет. Образование высшее. Работаю по

I квалификационной категории с 2002 года.

      В условиях современной жизни каждый урок должен быть особо значимым и комфортным для ребенка. Поэтому я стараюсь проводить разнообразные  уроки по форме и содержанию как традиционные, так и нестандартные уроки. В течение всей педагогической деятельности стремлюсь к постоянному творческому поиску. На своих  уроках я стараюсь экспериментировать.  В процессе обучения русскому языку и литературе  использую современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные, использую интернет, информационные поисковые системы при подготовке методических и дидактических материалов. Своими наработками  делюсь с коллегами, участвую  в проекте  «Источник знаний» на интернет - портале  ProШколу.ru. В марте 2011 года на районном семинаре учителей русского языка и литературы провела урок внеклассного чтения  в 10 классе на тему   « Проблема добра и зла в творчестве русских поэтов и писателей XX века» с использованием мультимедийного  проектора для показа презентации. В январе 2007 года выступала с докладом на научно-практической  конференции в МРИО на тему    «Роль интегрированных уроков в развитии речи учащихся национальных школ».

   Работая над проблемой «Инновационные  подходы при обучении русского языка и литературы» считаю, что для интересных занятий,   прочных знаний особенно важно проведение интегрированных уроков. Особую роль такие уроки играют в развитии речи учащихся национальных школ.  Как правило, наши дети общаются  в семье на родном  (мордовском) языке,  в школе осваивают русский язык как неродной. На уроках, порою, они с трудом выражают свои мысли. Поэтому я стараюсь учить класс не только думать, а главное – говорить.

    Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так  и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе,  обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

    Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Проблемой интеграции знаний посредством межпредметных связей учащихся занимались многие исследователи. Великий педагог К.Д. Ушинский строил изучение русского языка в тесной взаимосвязи  с литературой. В современной отечественной педагогике вопросу интеграции предается большое значение.  По мнению М.И. Фролова именно интегрированное обучение является обучением будущего. Нельзя говорить о литературе, не опираясь на историю, музыку, театр, живопись. Нельзя также оторвать русский язык от литературы. 

 


                           

   Есть темы на уроках русского языка, которые трудны для запоминания. Это причастия, деепричастия, наречия, служебные части речи. Материал изложен сухо, неинтересно. И, не вовлекая ребенка во что- то любопытное, интересное, нельзя научить его. 

  Такие темы, как сочинение-описание, сочинение- рассуждение, обобщающие уроки особенно удачны для интегрирования.  В своей практике я провела интегрированные уроки русского языка и музыки  в 6 классе  на тему «Сочинение – описание  «Осень в моем краю». П.И. Чайковский «Времена года». Как интересно было наблюдать за детьми, когда они передавали свои   впечатления о природе, слушая музыку.  А как важно научить ребенка  общению и правилам этикета! Ведь телевидение сегодня далеко находится  от этой задачи!  И школа на селе – единственный очаг культуры. И интегрированный урок русского языка и музыки «Твой день рождения»,  при изучении  темы «Повелительное наклонение глагола»,  стал особым праздником для детей. Сервировка стола, поздравления, песни – все это проводилось на конкурсной основе. Интересно, на мой взгляд, прошел  интегрированный урок  в 6 классе «Картины русской зимы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»», при обобщении темы «Текст».  Меткости, четкости, краткости учит нас язык А.П. Чехова. При изучении деепричастий уместно обратится к его рассказам. Мною был разработан и проведен интегрированный открытый урок в 7 классе «Обобщение деепричастия по творчеству А.П. Чехова».

   В свое время открыла для себя, сколько деепричастий использовал А.П. Чехов в своих рассказах! Поэтому в данный момент веду исследовательскую работу на тему «Деепричастия в творчестве А.П. Чехова».

    Главная моя педагогическая идея: способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении русского языка и литературы.  Цель работы – изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют учащимся лучше усваивать программный материал. Уроки- практикумы, уроки- зачёты, уроки –семинары, уроки-размышления, уроки-диспуты - вот неполный перечень используемых мной нестандартных форм проведения занятий в классе, которые строю, опираясь на знания индивидуальных особенностей ребят, их языковую подготовку. Такие уроки эффективны независимо от того изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал. А главное, такие уроки способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, творческий потенциал.

   Многие мои ученики участвуют в различных творческих конкурсах. Ученица 11 класса Гудкова Альбина участвовала в  Республиканском  конкурсе сочинений среди школьников и студентов «Затерялась Русь в мордве и чуди…», проведенном в рамках Года русского языка. Награждена дипломом Министерства образования Республики  Мордовия.  Конкурсная работа  на тему «Сделай правильный выбор!», выполненная учеником 9 класса Тарнаевым Павлом, среди учащихся образовательных  школ Ардатовского муниципального района  заняла 1 место. Его же конкурсное сочинение  на тему «Моё предложение законодателям» удостоилась 2  места.  Конкурсное сочинение «Они защищали Родину», конкурс агитационных материалов, 

республиканский конкурс юмористических рассказов «Герои А.Чехова в современной жизни », «Неисчерпаемый Гоголь», творческий конкурс «Рождественская звезда»: эссе «Справедливое общество- общество будущего», стихотворение «Молодежь XXI века» - вот неполный перечень работ, представленных моими учениками.

   Считаю, что, говоря об интегрированном обучении, на первое место следует поставить фактор адаптации. От того, как ученик сможет адаптироваться в коллективе, зависит многое. Особенно это важно для выпускников сельских школ.

     Интегрированные уроки  необходимо давать периодически, чтобы ученики  увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает  понимание процессов, изучаемых в других областях. Один из уроков русского языка и истории был связан с библейскими сказаниями. Он был посвящен 1000-летию крещения мордвы. На урок был приглашен священник местного прихода отец Игорь. Дети с удовольствием слушали его выступление, сами делали сообщения и сюжетные рисунки на библейские темы.

  Уверена, что интегрированный урок имеет психологическое преимущество: снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем  самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, пробуждает интерес к предмету.  И потому, как ученики с удовольствием приходят на уроки и уверено приступают к выполнению заданий, видно, что моя методика работы обеспечивает положительный результат. Несомненно, подготовка интегрированных уроков отнимает много времени, но практическое значение и польза, которую можно из этого извлечь, стоят того.  Методика моей работы обеспечивает положительный результат обучения.              

    Сравнительный анализ итогов государственной аттестации в форме ЕГЭ, ГИА по русскому языку и литературе показывает стабильно  хороший результат. В 2008 году учащиеся показали  75% качество знаний  по русскому языку. Это  самый высокий  результат по району.  В 2009 году – при среднем балле по району 54балла  по русскому языку - мои ученики получили 62 балла. В этом же году  по литературе, из 12–ти экзаменующихся по  району, 5 человек - мои ученики. Они  также показали  лучший результат. При сдаче  ГИА по русскому языку в 2009 году ребята показали 100% качество знаний.

    Из  12-ти  учащихся 2008 года выпуска на филологический факультет поступили 4 человека. Волкова Анастасия – на отделение журналистики. А в  2009году из 7 выпускников – 5 учащихся. Из них 4 человека занимаются на «отлично» и являются гордостью факультета. Участвуют в различных творческих конкурсах, семинарах, конференциях, олимпиадах. Балкаева Ольга была признана самой грамотной  студенткой курса. При встрече с бывшими  моими преподавателями  факультета  приятно слышать слова благодарности в свой адрес.  Считаю, что это является результатом особого подхода к разработке уроков по русскому языку и литературе. Это моя педагогическая победа!

   Я люблю свою работу, своих учеников, и они отвечают мне взаимностью. И это, считаю, самое главное! И никакими критериями эту любовь не соизмерить!

 

 

Бесплатный хостинг uCoz