МБОУ "Кечушевская средняя общеобразовательная школа" 

 

 

 

 

Страничка учителя русского языка и литературы Кабановой Н. А.

 

Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МБОУ «Кечушевская
средняя общеобразовательная школа»
Кабановой Натальи Анатольевны.

 

      Я, Кабанова Наталья Анатольевна, 1970 года рождения, работаю в Кечушевской средней школе с 2005 года. Педагогический стаж работы 20 лет. Образование высшее. Работаю по I квалификационной категории с 2007 года.

  В процессе обучения русскому языку и литературе использую современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные, освоила современные педагогические технологии на уровне теоретических представлений и использования отдельных элементов технологии. В педагогической деятельности используется Интернет, информационные поисковые системы. При подготовке дидактических и методических материалов использую текстовой редактор Word, программные среды Power Point, Excel, текстовые оболочки. В марте 2011 года на районном семинаре учителей русского языка и литературы провела урок развития речи в 9 классе на тему «Увы! Так говорят и пишут… и взрослые, и дети» с использованием презентации.

   Являюсь руководителем методического объединения учителей гуманитарного цикла. Работаю над проблемой «Дифференцированный подход в обучении русскому языку». Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти,  уровнем подготовки.

  С 2007 года перешла на предпрофильное обучение, веду элективные курсы в старших классах,  которые способствуют развитию познавательного интереса, самостоятельности, творчества, исследовательских умений и навыков учащихся. В заключение занятий сильные учащиеся представляют свои исследовательские работы по русскому языку. Лучшие исследовательские работы ребята защищают на районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Так в 2008 году ученица 9 класса выступила с презентацией исследовательской работы «Функциональные стили речи. Анализ текста», а в 2009 году ученик 9 класса защитил исследовательскую работу на тему «Фразеология в повестях А.И.Куприна». Научно- исследовательская работа, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

  Провожу как традиционные, так и нестандартные уроки, использую на уроках в 5-9 классах игровые технологии. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани русского языка, помогает по-новому  взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к русскому языку, значит, процесс обучения становится более эффективным. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Так в своей практике я провела урок-путешествие в 5 классе «Страна морфемики и орфографии»; «Звёздный час» (урок-игра по теме «Наречие» в 7 классе).

  Главная идея моего педагогического опыта сводится к деятельностному и практико-ориентированному подходу к анализу текста как фактору развития компетенций учащихся. Цель – воспитать обученную, компетентную личность, владеющую не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом анализа и способами его проведения, а также умением и опытом создания собственного текста. Для этого использую разные образовательные технологии и методы, наиболее продуктивными из которых являются основанные на деятельностном подходе к обучению ( проблемное обучение, исследовательские методы, групповая работа и другие). Анализ текста путём создания проблемной ситуации или постановки проблемного вопроса использую как на уроках русского языка ( особенно  на уроке объяснения нового материала), так и литературы ( сюжетный, жанровый, проблемный анализ).

   В своей работе применяю и технологию критического мышления, которая способствует самореализации учащихся, формированию их адекватной самооценки; развивает умение добывать знания, анализировать их и обобщать. Я использую отдельные методические приёмы этой технологии: дискуссию и кластер. Дискуссия предполагает целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и принятие общей позиции. Например: «Я с вами не вполне согласен, Евгений Базаров», «Обломов и Штольц. Кто нужен современной России?»

    Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре обозначается тема, вокруг неё – крупные смысловые единицы темы.

  С целью формирования компетенций учащихся стараюсь использовать и технологию креативного обучения. Такой подход к обучению позволяет изучить темы глубже и разностороннее, развивает художественно- творческие способности, навыки грамотного и свободного владения литературной речью. Этому способствуют различные виды письменных работ (эссе, творческая работа, сочинение), так как предполагает выражение новых идей, информации собственными словами, «включение» воображения.

    Используя деятельностный и практико-ориентированный подход к анализу текста с целью развития компетенций учащихся, я наблюдаю результативность используемого метода.

   Сравнительный анализ итогов государственной аттестации в форме ЕГЭ, ГИА по русскому языку показывает стабильно хороший результат. У учащихся сформированы исследовательские и коммуникативные умения, презентационные навыки, навыки работы в группах, а также навыки самостоятельной деятельности и самореализации.

   Использование деятельностного и практико-ориентированного подхода к анализу текста во внеурочное время ( при подготовке к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и творческим конкурсам) способствует достижению высоких результатов. Мои ученики не раз становились победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку, победителями различных творческих конкурсов.

    Важно и то, что опыт деятельностного подхода к анализу текста повышает компетенции моих выпускников по многим вопросам. Поэтому при встрече с бывшими учениками приятно слышать, что учебный процесс, чтение научных текстов, написание конспектов, самостоятельных текстовых работ не вызывает у них затруднений. А значит, опыт по деятельностному подходу к анализу текста и других языковых единиц был успешным.

 

 План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год. 


Выступление на заседании методического объединения учителей русского, родного языков и литературы "Дифференцированный  подход в обучении на уроках русского языка".


Результаты работы с одаренными детьми.


 Классный час «И.А.Пожарский – первый герой Мордовии». 


Презентация "Чистота языка".


 Урок развития речи в 7 классе. Тема: "Все мы родом из детства".  


 Литературная игра.  

 

Бесплатный хостинг uCoz